01.04.2025 Консультация для родителей на тему:
«Автоматизация звуков в домашних условиях»
Цель: познакомить родителей с принципами и приемами
автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
Посещая регулярно занятия логопеда,
звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи»,
когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки
получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо.
Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на
этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты
выполнения домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков.
В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в
день.
Автоматизировать
звук – ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап
автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных
речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще
очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро
разрушиться.
К автоматизации
поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его
изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном
повторении, то есть, когда учитель-логопед этот звук ребенку «поставил». Ни в
коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще
недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных
навыков и не даст улучшения в произношении.
Автоматизация
звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному
и проводится в строгой последовательности:
·
автоматизация
звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
·
автоматизация
звука в словах (в начале слова, середине, конце);
·
автоматизация
звука в предложениях;
·
автоматизация
звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
·
автоматизация
звука в коротких, а затем длинных рассказах;
·
автоматизация
звука в разговорной речи.
К новому
материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Этапы и приёмы автоматизации поставленных звуков в речи.
Автоматизация
звука в слогах.
Слог – более
простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены
смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что
облегчает их автоматизацию.
Автоматизация
звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и
закрытых слогах. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением
согласных.
Например, при
автоматизации звука [С] в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными
[а], [ы], [о], [у] сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные:
ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы,
асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные
звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско.
Автоматизация звуков в словах.
Автоматизация в
словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах
проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в
начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова.
Для
автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного
называния слов по картинке, прочтение слов.
Полезны задания,
направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с
данным звуком).
Старайтесь
вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить
к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.
Автоматизация
звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной
систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в
начале, середине, конце – подберите по 20–30 картинок (можно схематично
нарисовать самим). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое
проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится
более длительно и утрированно).
На этом этапе
проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по
формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к
другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует
эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую
структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания
этапа автоматизации.
Автоматизация звука в предложениях.
Автоматизация
звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же
последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением
звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном
данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).
Автоматизация звука в стихах.
Детям предлагают
повторить или заучить стихи.
Игры
для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
Учитесь играть
со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.
Работа над
звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это
выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени
и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.
Предлагаю вам
несколько интересных игр, которые можно применять, начиная с этапа
автоматизации звука в слове.
«Загадки»
Для этой игры
вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется
закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук.
Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и
назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь
предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят
интерес малыша к игре.
«Чего не стало?»
Можете
использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно
рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время
уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не
стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.
«Что
изменилось?»
Это один из
вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их,
переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен
рассказать обо всех изменениях.
«Что лишнее?»
Подберите
картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно
использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный
звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.
Объединять
картинки в группы можно по-разному. Например, рысь-корова-ворона-жираф-ракета.
Из данной серии последовательно можно убрать «ракету» - неживая, затем «ворону»
- птица, потом «корову» - домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и
рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем
отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных
предметов.
«Слова вокруг нас»
Попросите
ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии
которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда
ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее.
Затем усложните
игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме: «Назови
животных, в названии которых есть звук [Р]» (зебра, носорог, тигр, пантера,
кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком [С]» (снег, снеговик, Снегурочка,
снегирь, снежки, стужа, санки).
В эту игру вы
можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в садик, в
транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.
Постепенно,
незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не
только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно
больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок,
сначала с вашей помощью, а затем и без нее.
Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они
легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем - родным и знакомым.
Самое полезное
для ребенка - ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его
успехи. Пусть занятия принесут ребенку радость – от этого во многом зависит
результат.
Как отучить детей от бранных слов
Поведение малыша часто забавляет окружающих, особенно родственников.Вот ребенку что-то запретили, а он начинает строить рожи, пинает игрушки, тут же падает и еще больше распаляется. А мама с папой начинают хохотать, умиляться или вообще принимаются снимать его на камеру. Такая позиция только навредит.
Во-первых, кроха привыкнет, что с его чувствами никто не считается, а во-вторых, поймет чем хуже себя ведешь, тем больше внимания получаешь.С возрастом провокации станут более серьезными, вплоть до хулиганства и употребления запрещенных веществ.
Следите за собой!
Не хотите, чтобы малыш общался на матерном русском, - придется следить за поведением взрослых.
Дети - наше отражение. Чтобы малыш рос воспитанным, придется провести разъяснительную работу со всеми членами семьи: от родителей до тети и дяди. Наложите табу на бранные слова.
Манипуляционный плач ребенка или как родителям
выдержать детский крик и истерику
Добрый день, дорогие родители.
Есть огромное количество разновидностей плача. Это детский плач-крик о
помощи, и искренний плач-страдание. Есть же и еще одна интересная разновидность
– манипуляционный плач ребенка. Он делается ребенком для… Для чего? Конечно же,
для достижения цели.
Основных целей две: это
привлечение внимания родителя и желание от него что-то получить. Здесь идет
разделение по типам на духовные цели и материальные.
В первом случае ребенок
хочет банального внимания, например. Если же цель материальная, то ребенок
может хотеть получить разрешение включить компьютер и поиграть в какую-то
интересную игру, купить прикольную вещицу и так далее.
Плач
ребенка бывает разных видов
Вообще, детский плач
может быть очень разным. Это может быть, как адресный крик и ор, от которого
готовы треснуть окна, так и адресный плач ребенка, целью которого является
надавить на чувство вины родителя.
Какие же
предпосылки манипуляционного плача?
Существуют дети, которые
изначально предрасположены к управлению родителями. Они уже рождаются
манипуляторами, у них есть соответствующие способности. Если же обычный ребенок
старается манипулировать своими родителями таким путем, то значит, они создают
такие условия.
Как правило, причин,
почему дети применяют такую тактику, две. Первая – это излишняя мягкость
родителей. Они просто позволяют собой манипулировать. Следовательно, ребенок
закатывает истерику и видит, что это срабатывает.
Вторая же причина – это
излишняя жестокость. В этом случае ребенок понимает, что по-хорошему договорится,
не получится. Здесь тактика очень проста – силовое давление. И пусть читателя
не смущает, что здесь используется слово «силовое».
Дело в том, что в первом
случае ребенок старается плачем надавить на жалость. Во втором же случае
ребенок понимает, что на данную струну так просто не надавишь. Поэтому тактика
меняется – дите плачет до тех пор, пока родителям попросту не надоест.
Причем этот инструмент
очень эффективный. Мало кто может в течение долгого времени выдержать детский
ор, крик, истерику и плачь ребенка.
Как же
определить, манипуляционный ли плач ребенка?
Сделать это несложно. Мы
же можем отличить просьбу от требования, правильно? Точно так же нужно отличать
виды плача. Когда ребенок просит, даже со слезами, но спокойно. Может даже не
смотреть на родителей. Он понимает, что сейчас главные они, а он сам должен
вообще молчать.
Если же плач ребенка
манипуляционный, то, во-первых, он на порядок громче. Во-вторых, у ребенка
могут быть хитрые глаза, через которые он смотрит за реакцией родителя.
В-третьих, же плачем, он
старается именно задавить. То есть, у него он исходит из позиции силы. Причем
сам ребенок еще недостаточно осознает свое состояние. Он действует на полу инстинктивном
уровне. Просто представьте, как выглядит тот и другой вид плача, и вы сможете
легко отличить их.
А вообще, отличить
достаточно сложно настоящий плач ребенка от манипуляционного. Если ребенок
обычно не плачет, а сейчас ударил палец и начал реветь – то можете быть уверены
в его искренности.
Если же плач ребенка
появляется в ситуации, когда малышу что-то надо, то это уже манипуляция.
Впрочем, может он начинаться вполне искренне, а продолжиться как манипуляционный.
Особенно это становится
видно в тех случаях, когда от родителей уже есть реакция. Кроха не
настолько глупый, чтобы понять, что они на крючке. И нагло пользуется этим!
Когда же нужно
определить разницу в восприятии мужчин и женщин, то получается приблизительно
такое: мужчины обычно видят в детском плаче манипуляционный, а женщины –
настоящий. Может возникнуть конфликт видений. Если он произошел, то чаще всего
оказывается правой женщина, так как она занимается ребенком.
Да и мужчина, особенно
когда он пришел уставшим и раздражительным с работы, думает, что плач
специальный просто потому, что тот ему не нравится и мешает нормально отдохнуть.
Впрочем, если папа занимается ребенком тоже, то с большей вероятностью будет
правым он, так как у мужчин более объективный взгляд на мир, не затуманенный
ненужными переживаниями.
Как
реагировать на манипуляционный плач ребенка?
Реагировать на манипуляционный
детский плач нужно, как на обычное ошибочное поведение. Не следует ему
придавать особо большого значения. Если ваш ребенок начал плакать с целью
что-то получить, то можно просто выполнять данные правила.
1. Спокойствие. Вам не
нужно поддаваться на первые эмоции, возникающие у вас в душе. Лишний раз
подумайте, а не манипуляционный ли этот плач ребенка. Старайтесь мыслить, как
можно более рационально.
2. Твердость. Если вы
уверены в том, что плач ребенка манипуляционный, вам нужно твердо стоять на
своем. Если же вы будете поддаваться на детские провокации, то ребенок будет
играть против вас. А потом будете удивляться, почему он такой непослушный. А
причина очень проста – вы его сами приучили быть таким. «Да» и «нет» должны быть
твердыми и обжалованию не подлежать.
3. Вы должны четко дать
ребенку понять, что пока тот плачет – вы не понимаете, что он хочет. Только
когда он внятно выскажет свою позицию, вы разберетесь в его проблеме. Таким образом,
вы лишаете себя лишних вопросов касаемо того, какая разновидность плача у
ребенка в данный момент.
4. Позитивные
инструкции. Обычно негативные фразы не срабатывают. Лучше сказать: «Я понимаю,
что тебе хочется выплакаться. Вот в той комнате есть специальный уголок, где
можно это сделать. Давай я тебе его покажу. Ты выплачешься, а потом вернешься к
нам, хорошо?» вместо «Не плачь».
Тем более нельзя оскорблять ребенка в таких ситуациях, так как манипуляционный плач ребенка может перерасти в настоящий. Детям очень тяжело слышать оскорбления со стороны своих родителей. Данный метод работает, если ребенок воспитанный.
С наилучшими пожеланиями и верой в Ваш успех воспитатели.
Комментариев нет:
Отправить комментарий